Народный календарь. Чего нельзя делать в Прощеное воскресенье, 1 марта

В этом году первый день весны приходится на Прощеное воскресенье. Масленица заканчивается, православные христиане готовятся к Великому посту. В Прощеное воскресенье принято прощать и просить прощения друг у друга за случайные или умышленные обиды. Это поможет с легким сердцем начать самый долгий пост в году.

Считается, что в этот день нельзя заниматься делами, которые могут нарушить душевное состояние. Просить прощения лучше искренне, в этот день не стоит также заниматься тяжелым физическим трудом и домашней работой. Запрещено также сквернословить и употреблять спиртные напитки.

Приметы погоды на 1 марта гласили, что если в этот день пришли паводки, то будет нашествие грызунов. Если в этот день тепло, то скоро наступят заморозки. Плотный туман обещает ненастную погоду.

В этот день в Белоруссии, Болгарии, Румынии и Молдавии отмечается Праздник прихода весны. Кроме того отмечается Всемирный день комплимента и День кошек в России.

465 лет назад Нострадамус опубликовал свою книгу предсказаний.

В этот день родились советский и украинский актер Борислав Брондуков, бывший солист группы «Modern Talking» Томас Андерс, певица Анна Семенович.

Именины отмечают: Павел, Памфил, Илья, Макар, Порфирий, Даниил, Самуил, Юлиан.

Особое воскресенье


На Руси в Прощеное воскресенье были массовые гулянья: люди катались с горки, ели блины, плясали и веселились. А уже вечером радость сменялась молчанием. Начинался самый строгий пост.

В православных храмах столь резкий контраст можно наблюдать до сих пор: утром на литургии священники служат в праздничных желтых облачениях, а хор поет торжественные песнопения. Вечером духовенство переоблачается в черное, на службе почти не звучат духовные гимны. Все вокруг показывает, что наступает особый период молитвы и глубоких духовных размышлений.

С точки зрения церковного календаря этот день — один из самых трагичных. Ведь Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая, который закрылся для человечества вплоть до воскресения Христа. Вот и полторы тысячи лет назад жившие в Палестине монахи изгоняли сами себя из обители в пустыню, где в полном одиночестве предавались молитве.

«По сути, они шли на большой риск, ведь в пустыне всякое случается. Поэтому монахи, зная, что кто-то может и не вернуться к Пасхе, старались примириться друг с другом в последний день перед Великим постом. Так и появился обычай просить прощения», — объясняет известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Со временем не только в обителях, но и во всех православных храмах утвердился обряд — пожалуй, самый трогательный. Это Чин прощения — его совершают вечером воскресенья. Все прихожане церкви обращаются друг к другу со словами: «Прости меня, брат/сестра». А в ответ слышат: «Бог простит, и я тебя прощаю».

«Просить прощения за все нельзя»

Примириться с ближним, чтобы во время поста примириться с самим собой, — главная суть Прощеного воскресенья. Но, как отмечают в Церкви, это не значит, что все остальное время можно вести себя как угодно.

«Это повод вспомнить тех, кого чем-то обидел, и найти в себе мужество попросить у них прощения», — говорит завкафедрой богословия Московской духовной академии и семинарии протоиерей Павел Великанов. Казалось бы, что тут сложного: произнести фразу «Прости меня за все» и услышать, что прощен. На самом деле, все гораздо сложнее.

«Тут всегда предполагается конкретика. Нельзя просить прощения за все — точно так же, как нельзя каяться «во всех грехах». Если это беспредметно, то это не более чем дань традиции или ритуал, который при всей своей мимишности не приведет к никаким существенным сдвигам в отношениях между людьми», — подчеркивает протоиерей.

Поэтому Церковь призывает сначала осознать, за что вы хотите извиниться. «Такое прощение всегда болезненное и достаточно тяжелое. Это некий скачок на уровень отношений с человеком, с которым примиряетесь. По сути, вы, коль уж простили, вычеркиваете, может быть, целый список препятствий в отношениях с ним», — отмечает отец Павел.

Ведь отношения с другими людьми — показатель отношений с Богом. То есть человек не может изменить себя, если, по словам протоиерея, «связан, как стропами», различными взаимными обидами с окружающими. «Если вы человека не простили, то вы продолжите вращаться вокруг этой стропы», — уточняет богослов.

Покаяние личное и публичное

К просьбе о прощении в Церкви призывают относиться с полной серьезностью. Поэтому желательно примириться с человеком лично. Правда, сейчас, в век развитых средств коммуникации, это порой непросто. Нелегко даже вспомнить, кого обидел, отчего подчас и у воцерковленных людей возникает вопрос: у кого надо просить прощения, а у кого нет?

«Лично я считаю, что просить прощения у того, с кем у вас вообще нет никаких отношений, по меньшей мере странно», — говорит отец Павел Великанов.
То есть перед незнакомыми нет смысла извиняться — если, конечно, речь не идет о чине прощения в храме, куда могут попасть и не прихожане.

Есть еще одно исключение. Публичные персоны, которые, как указывает отец Павел, «бывают для многих источником соблазнов», могут попросить прощения у незнакомых — у своей аудитории, например.

«То есть человек публично кается за собственные слова: «Я сказал что-то и тем самым стал источником соблазнов. Теперь я пересмотрел свою позицию и прошу простить меня у тех, кого мог теми словами или делами смутить». Но и здесь просьба о прощении должна быть предметной», — заключает священнослужитель.

Источник: VM.ru и РИА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: